Особенные дети
В последние годы во всем мире отмечен значительный рост такого заболевания как детский аутизм. По статистическим данным на 10000 новорожденных с данной патологией рождается 40-45 детей. Это заболевание встречается чаще, чем слепота и глухота вместе взятые, чем синдром Дауна, чем онкозаболевания у детей.
Причина данного заболевания пока не установлена
Детский аутизм можно заподозрить практически сразу после рождения ребенка: у малыша отсутствует комплекс оживления – то-есть реакция оживления при виде родителей. Такие дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители и поэтому они кажутся со стороны слепыми и глухими. Постоянно живущие в своем внутреннем мире, они не замечают прихода зимы или лета, не умеют задорно смеяться, не интересуются игрушками. Такие малыши могут часами смотреть в одну точку.
Поведение их однообразно. Они могут часами совершать одни и те-же действия, отдаленно напоминающие игру. Они используют для игры предметы, с которыми здоровые дети не играют (веревки, спичечные коробки, провода, банки, бумажки, косточки от фруктов и т.п.). Внешне такие дети выглядят неуклюжими, движения их угловаты, стереотипны, отсутствует содружественность движений.
Дети, страдающие аутизмом, очень долго не могут усвоить навыки самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т.д.). Мимика ребенка бедна, маловыразительна. Характерен пустой, ничего не выражающий взгляд, а также взгляд, как бы мимо собеседника.
Речевое развитие при раннем аутизме иногда отстает, а у части детей нормальное. Однако для всех детей характерно нарушение коммуникации, потребности в общении, что резко затрудняет возможность обучения. Такие дети часто ведут разговор сами с собой, в речи употребляют какие-то вычурные, только им понятные слова. Все это затрудняет, а порой делает вообще невозможным обучение. Аутичным детям непонятно значение местоимения «я», о себе они говорят во втором или третьем лице.
Эти дети болезненно переносят изменения в окружающей обстановке (перестановку мебели, появление новой игрушки и т.д.). Они дают бурную реакцию протеста в виде громкого плача, пронзительного крика.
Дети-аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому с таким ребенком надо придерживаться определенного режима дня, нужно научить ребенка слову «стой».
Необходимо как можно больше беседовать с ним, даже если он остается при этом безучастным, нужно помнить, что такой ребенок нуждается в общении больше, чем любой другой.
Важно соблюдать осторожность в общении ребенка с животными, т.к. такие дети часто проявляют агрессию к животным.
Для детей с аутизмом необходимы особые условия, формы и методы обучения и воспитания.
С такими детьми должны работать специально подготовленные психологи, дефектологи, которые направляют занятия на преодоление и смягчение трудностей в общении, на формирование целенаправленного поведения и элементарных бытовых навыков самообслуживания.
И самое главное – ребенка стоит принимать таким, каков он есть, не сравнивая с остальными детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто другой.
Врач-психиатр В.Гузаревич